Адрес для входа в РФ: toffler.online

Всемирный день бэкапа данных

31.03.2025 12:48  4044   Комментарии (77)

Сегодня -  Всемирный день бэкапа данных. И мы его отмечаем нашей традиционной игрой.

Итак. Вот прямо сейчас (раз вы читаете этот пост, то какое-то свободное время у вас есть) вы представляете, как жесткий диск вашего ПК или ноутбука внезапно помер навсегда. Со всей информацией. (Да, я понимаю, что многие в этот момент находятся в офисе и там за сохранностью их данных теоретически - подчеркиваю, - должны следить админы, но тогда по возвращении домой сыграйте в эту игру - не прогадаете.)

Вы должны себе дать ответ на вопрос: какую именно очень ценную для вас информацию вы потеряете безвозвратно? Фотографии, видео малыша, начатый великий роман, написанную песню, уникальный сборник рецептов? Да, вы же не так давно все-таки делали какие-то бэкапы на внешний диск, правильно? Но когда это было, если вспомнить точно? Два года назад? Вот именно!

Поэтому быстренько берете какой-нибудь внешний диск (обычный внешний жесткий диск на 1 ТБ на Яндекс.Маркете - от 2 тысяч рублей) и копируете на него те папки, которые ни в коем случае вам нельзя потерять. И если дома есть еще один внешний диск - такую же копию сделайте и на него, потому что шанс того, что сразу два внешних диска вдруг окажутся неработоспособными, минимален.

Ну и после этого, если у вас до сих пор не налажено постоянное бэкапирование ценной информации, озаботьтесь этим вопросом. Напоминаю свою же статью "Как не потерять ценные файлы". Постоянные бэкапы на разные носители, синхронизация рабочих папок с архивными, обязательное использование облачных сервисов, но не как панацея (они не панацея), а в качестве страховочных бэкапов.

И помните, что спасение информации - в ваших собственных руках. Если на работе об этом еще, может быть, подумает админ, то дома, кроме вас, это никто не сделает.

31.03.2025 12:48
Комментарии 77

Еженедельно: 1 копия на внешнем HDD, 2 копия на внешнем SSD, третья в облаке.
02.04.25 11:50
0 0

В реале сыграл. Судя по всему блок питания от винта сдох, с незаменимыми данными. Я скачал с него с облака от BackBlaze сериал, который смотрел в последние дни и ещё один сериал на три сезона. Сегодня хотел зайти в магазинчик чтобы протестировали БП и посмотрели, есть ли у них аналогичный, но не успел по времени, занимался важными делами. Завтра зайду. Происшествие оставило меня абсолютно спокойным, даже если выяснится, что сдох таки винт или контроллер какой-то.
01.04.25 19:40
0 0

Я менял винчестеры в системном блоке, при этом они подвергались тряске, поэтому два винчестера у меня вышли из строя. Мои данные спасло то, что я записал их бэкапы на внешние диски. Теперь собираюсь купить новый системный блок, а пока пользуюсь USB-дисками, надеюсь до покупки с ними ничего не произойдет.
31.03.25 21:39
0 0

ИМХО, необходимая надежность бэкапа сильно зависит от того, насколько вам важно, чтобы всё сохранилось. Личные фотографии - это ценно, но можно пережить потерю. А вот если это данные, потеря которых вас разорит - тут надо серьезно заморачиваться.
31.03.25 20:19
0 0

ИМХО, необходимая надежность бэкапа сильно зависит от того, насколько вам важно, чтобы всё сохранилось.
Это называется - оценка рисков. Если хрение или защита данных обходится дороже их вероятной потери, то наверное хранение и защита в данном случае избыточны.
01.04.25 07:50
0 0

Если есть место в системнике и лишние деньги, можно поставить туда два жестких диска в RAID1 и все ценное держать на них.
Это, разумеется, не замена полноценному бекапу, но временами вполне себе спасает от необходимости из этого бекапа восстанавливаться.
31.03.25 19:51
0 0

Нет.
Пример из моего недавнего прошлого.
Компьютер с MS SQL. Внезапный вылет на ровном месте одного из дисков RAID1 с журналом транзакций.
Диск еще на гарантии. Здоровье 100%. Диск дохнет, да так, что отваливается весь RAID1
Потеряно 15 минут логов транзакций - то есть 15 минут работы сети магазинов. Восстановление учета по выписанным документам потребовало 1,5 месяца работы персонала.
Но нет худа без добра. Сейчас (наконец-то!) обсуждаю конфигурацию Always On системы.
01.04.25 08:01
0 1

А на чем RAID1-то был собран, в плане контроллера? Потому как есть сильное подозрение, что с ним что-то не в порядке - не должен массив отваливаться из-за одного сдохшего винта.
По крайней мере, у меня за пару десятков лет и кучу различных RAID1/RAID10 (причем как хардварных на различных контроллерах, так и софтовых на MD и GEOM) вылеты одиночных винтов ни разу массив не укладывали.
01.04.25 20:24
0 1

Потому как есть сильное подозрение, что с ним что-то не в порядке - не должен массив отваливаться из-за одного сдохшего винта.
Ой, ну неужели бы я стал писать о банальном случае? О штатной (по сути) работе RAID1 ?
Не-е-е-т. Разумеется, все проверено - перепроверено. ВЁрнуто в строй.
И я теперь являюсь обладателем диска, который при подключении вырубает контроллер.
02.04.25 05:13
0 0

Бэкаплю на NAS.
Но вдруг шифровальщика словлю? Потому есть периодически подключаемый диск, на который тоже бакаплю, при этом происходит синхронизация данных в облаке. Вот такое вот у меня подключаемое облако.

Даже не знаю зачем, но на работе есть еще один диск. Временами приношу домой, бэкаплю и уношу обратно.

В общем, ко дню бэкапа готов
31.03.25 19:50
0 1


Даже не знаю зачем, но на работе есть еще один диск. Временами приношу домой, бэкаплю и уношу обратно.
Я знаю зачем. Когда у меня была своя компания, наш FTP сервер стоял дома у одного из сотрудников. И однажды там протекла труба и всё накрылось. Но все бэк-апы делались регулярно и лежали по другому адресу, т.е. убытков было почти нисколько.
31.03.25 20:15
0 1

Забыл, что сегодня этот день, но буквально 2 дня назад пришел наконец-то заказанный в Китае новый NAS. Три года (после смерти предыдущего NAS) думал, как лучше организовать хранение и резервирование своих данных, последний год потихоньку читал обзоры и выбирал, в итоге остановился на TerraMaster F4-424. Теперь вот второй день с ним развлекаюсь - зверь машина, функций куча. Вообще планировал написать в комментах к статье про покупки на Али через какое-то время использования, но раз сегодня день бэкапа - и сюда напишу.
31.03.25 18:53
0 0

Пользуясь случаем спрошу здесь. Сколько времени могут храниться данные на SSD диске? Кто знает?
31.03.25 17:00
0 1

Присоединяюсь к вопросу.

DeepSeek сказал:

Срок хранения данных на отключённом SSD (холодная копия) зависит от нескольких факторов:

1. Тип памяти NAND
TLC (3D NAND) – 1–2 года (реже до 3 лет)

QLC (4D NAND) – до 1 года (менее устойчив к потере заряда)

MLC (устаревший тип) – 2–3 года (более надёжен, но редко встречается)

SLC (наиболее стойкий) – 5–10 лет (используется в промышленных SSD)

2. Температура хранения
25°C (комнатная) – данные могут храниться 1–3 года (зависит от типа NAND).

30–40°C – срок сокращается в 2–4 раза (например, до 6–12 месяцев для QLC).

0–10°C – срок увеличивается (но конденсация может повредить диск).

3. Уровень износа SSD перед отключением
Новый SSD – дольше сохраняет данные.

Сильно изношенный (близкий к TBW-лимиту) – быстрее теряет заряд.

4. Исходное заполнение диска
Полностью заполненный SSD хранит данные дольше, чем полупустой (меньше эффект read disturb).

Выводы
QLC-диск (обычный потребительский SSD) – 6–12 месяцев (при 25°C).

TLC-диск (более качественный SSD) – 1–3 года (при 25°C).

SLC/MLC (промышленные/корпоративные SSD) – 3–10 лет.

Рекомендации
Для долгого хранения лучше подходят HDD (5–10 лет) или магнитные ленты (10–30 лет).

Если используете SSD, проверяйте данные раз в 6–12 месяцев и перезаписывайте их.

Храните SSD в прохладном сухом месте (но не в холодильнике из-за конденсации).

Если вам нужна надёжная холодная копия на 5+ лет, SSD – не лучший выбор.

***
Похоже на правду, но подождем мнения специалистов.
31.03.25 17:24
0 1

Скажем так - это ОЧЕНЬ ПЕССИМИСТИЧНЫЕ данные. Личный опыт с SSD перевалил уже за 14 лет. Правда QLC я не пользовался ни разу по сей день - только MLC и TLC
2-3 года "холодных" - всегда есть.
Другой вопрос что хранить "холодные" данные на SSD - крайне не рационально. Просто ввиду дороговизны SSD больших объемов.
Ну и правило «3–2–1» не забываем. Вот как оно расшифровывается:

3 копии — именно столько их нужно для обеспечения надёжности. То есть помимо файлов на компьютере, с которыми вы работаете каждый день, у вас должно быть ещё как минимум два бэкапа.
2 различных типа носителей. Например, основные файлы могут находиться на жёстком диске вашего компьютера, а бэкап — на внешнем жёстком диске или в облачном хранилище.
1 копия на удалённом носителе. По крайней мере одна из резервных копий должна физически находиться вне вашего офиса
31.03.25 19:05
0 2

Вообще полная фигня про SSD. Просто оно еще слишком дорого. Еще напишите про записываемые сидишки/дивидишки, для которых обещали сто лет хранения, а в реальности года через три они начинали физически осыпаться новогодними блестками...
Ну и некоторые сказки про облака от других авторов... Они точно лучше абсолютно любого локального хранилища, если оно не от "Васи Пупкина", но народ подрывает платить за это каждый месяц вполне вменяемую сумму...
P.S. Если чо, у меня лично два 10-терабайтных тандерболтных HDD-рейда в режимах "Time Machine" плюс ручной выборочный бэкап компа и облака на локальный рейд, плюс 2 Терабайта в облаке Эппла. Точно ничего не потеряю)
31.03.25 19:19
0 2

И одна копия должна быть офф-лайн. Лежать в сейфе на съемном HDD.

Т. н. "отчуждаемая копия".
31.03.25 19:20
0 1

> Еще напишите про записываемые сидишки
Напишу. Есть CDR, на который я записал 23-25 лет назад файлы. Сегодня они читаются.
01.04.25 01:25
0 1

Просто оно еще слишком дорого
Если не смотреть на топовые ssd под систему, а просто для хранения данных, то сейчас разница всего в три раза. Для себя я уже выбор сделал в сторону тишины и компактности и HDD уже не покупаю, а потихоньку мигрирую на SSD

WD Red 4tb 80$
Samsung 870 EVO 4tb 240$
01.04.25 04:40
0 1

Личный опыт с SSD перевалил уже за 14 лет.
Слово "отключенным" точно заметили? Именно отключенным из компа и не получающим питания для обновления заряда ячеек.
01.04.25 06:48
0 1

Лежать в сейфе на съемном HDD.
HDD которые лежат на полке очень часток превращаются в тыкву. Тут или нужна хранилка, где они работают, или все же лента. Она куда лучше переживает длительный простой.
01.04.25 07:53
0 1

Именно отключенным из компа и не получающим питания для обновления заряда ячеек.
Разумеется. У меня есть диски, которые дольше лежали без питания чем три года.
Данные в целости
ЗЫ Количество SSD, прошедших через меня за эти 14 лет перевалило на вторую тысячу.
01.04.25 08:02
0 1

И одна копия должна быть офф-лайн. Лежать в сейфе на съемном HDD.
Т. н. "отчуждаемая копия".
В моей ситуации это невозможно. Ежедневно записываются десятки терабайт бэкапов.
Не навтыкаешься
01.04.25 08:05
0 0

Еще бэкапы надо тестировать, что из них что-то востанавливается
31.03.25 16:50
0 1

Я больше скажу. Если вы храните, например, базы данных - наличие бэкапов вовсе не означает что они у вас на самом деле есть.
Пока не восстановите и не проверите - консистентность данных под сомнением.
31.03.25 19:07
0 1

Всемирный день бэкапа данных
У некоторых есть ещё и свой личный день бэкапа. Зачастую он отмечается в тот самый день, в который шесть лет назад любимый котик удачно опрокинул вазу с цветами на системный блок )
31.03.25 16:42
0 0

личный день бэкапа.
личный день факапа.
31.03.25 17:17
2 2

личный день факапа.
Это разве факап...
Вот я у клиента на сайте интернет-магазина спросонья под sudo набрал "rm -r" вместо "du - sh".
А клиент бэкапы не делал ))))
31.03.25 19:12
0 2

Хорошо, что вас за это не расстреляли. Отделались штрафом?

Не следует заниматься сложной деятельностью, когда вы находитесь под веществами. Особенно под sudo.
01.04.25 05:06
0 3

Хорошо, что вас за это не расстреляли. Отделались штрафом?
Меня простили honoris causa 😄

О да, sudo - то еще вещество. Крепче только su 😄
02.04.25 06:54
0 1

Особенно под sudo.
Как-то я привык, что команда удаления так или иначе запрашивает "A ю шуре"?
02.04.25 10:59
0 0

обязательное использование облачных сервисов, но не как панацея (они не панацея), а в качестве страховочных бэкапов.
Факт. Для страховки в качестве "холодного архива" на самый крайний случай могут сгодиться (с шифром, естественно), но в качестве единственного и без шифра - никогда и ни за что.
31.03.25 16:36
0 0

Представил. Останется второй диск в системнике. И один внешний. И дубль документов в ноуте. И еще пара флешек. И где-то в почте, которую я отправлял сам себе 😄
31.03.25 15:33
0 0

1. Комп
2. Внешний жесткий диск.
3. Комп в другой локации
4. Облако.
31.03.25 15:19
0 2

А еще купите какой-нить Гугл Диск на пару терабайт и залейте все туда
31.03.25 14:55
1 0

Плохой совет. Одна из самых ненадёжых компаний. Нет, не в плане технических решений, в этом плане как-раз у них всё в порядке.

Но вот закрыть сервисы с сегодня на завтра по велению левой ноги Пiчая - это они тоже как нефиг делать..
31.03.25 15:45
0 1

google drive? это врядли
31.03.25 16:10
1 0

Как-то на первое апреля кто-то запустил байку, что гугл закрывает gmail. И вы таки знаете, многие поверили. Просто потому, что это в стиле этой сраной компании.

Так что и google drive... Нет, совсем закрыть это, конечно, вряд ли, но с сегодня на завтра поставить запретительно высокую цену - да запросто.
01.04.25 06:07
0 0

Или сказать, что ваши данные нарушают наши полиси, а потому идите-ка вы ... Дропбокс, кстати, на этом ловили.
02.04.25 06:56
0 0

> Вы должны себе дать ответ на вопрос: какую именно очень ценную для вас информацию вы потеряете безвозвратно?

Никакую вообще. Time Machine бэкапит всё автоматически несколько раз на дню, а всё, что сделано мною лично, бэкапится либо на Гитхаб, либо в айклауд.
Mit
31.03.25 14:41
0 0

Плохая идея иметь в качестве бэкапа только нечто в облаке. Т.е. в том числе в облаке это разумно, но только на удалённом ресурсе - странно.
31.03.25 14:45
1 3

Как говорится, люди делятся на две категории: одни уже делают бэкапы, другие - еще нет.
По отношению к облакам та же история: одни им еще доверяют, другие - уже нет.
Лично я (хотя кому это интересно, правда ведь?) бэкапы уже делаю, но облакам еще доверяю. Просто потому, что аппаратно резервировать хранилища - это некоторый головняк и финансовые затраты, и делегировать эту обязанность специально обученным людям - это и избавление от головной боли, и зачастую экономия средств. Не говоря о том, что специально обученные люди лучше, чем я, знают, как это делать.
Конечно, факапы случаются и у них, но почему-то мне кажется, что у обычного домохозяина шанс потерять всё несколько выше, чем в датацентре. А так как облаков с бэкапами (конечно же) несколько, то шансы потерять данные сразу во всех вообще стремятся к нулю.
31.03.25 15:37
0 1

одни им еще доверяют, другие - уже нет.
Тю, при чем тут доверие?
Я про проблему доступности прежде всего думаю, ведь облако может оказаться недоступным в самый неподходящий момент.
31.03.25 15:45
0 0

Я про проблему доступности прежде всего думаю, ведь облако может оказаться недоступным в самый неподходящий момент.
Локальная копия доступна же. А вот чтобы одновременно пропала и локальная копия, и облако оказалось недоступно - это очень печально, но мне кажется, маловероятно.
31.03.25 15:47
0 0

Не хочу вас обидеть, но автор говорил что у него бэкапится в облако, не упоминал про локальную копию. О некоторой непрактичности такого подхода я и высказался. Вы же начали пространные рассуждения о фобиях. Давайте закроем эту тему, по крайней мере я не вижу в ней для себя интереса.
31.03.25 15:55
1 0

автор говорил что у него бэкапится в облако, не упоминал про локальную копию
А что бэкапится в облако, как не локальная копия? Облака друг в друга бэкапятся?
Да, давайте закроем.
31.03.25 16:47
2 0

не упоминал про локальную копию.
"Time Machine бэкапит всё автоматически несколько раз на дню"
---
это как раз локально где-то происходит.
31.03.25 17:11
0 0

только нечто в облаке
Прочтите ещё раз, на что отвечаете.
Mit
31.03.25 22:18
0 0

Может быть кто-то ещё не знает. Китайская разведка дарит вам бесплатное облачное хранилище на 1 Тб
https://www.terabox.com
Замечательная возможность сбросить мусор. Документы, конечно, нужно шифровать.
31.03.25 14:30
0 6

Интересно, а в чём подвох? Они в какой-то момент изменят соглашение в одностороннем порядке и предложат платить или просто закроются?
Давно они работают?
В принципе, для файлопомойки всякого скачанного для просмотра в далёком будущем - пойдёт. Ну или как бэкап резервного бэкапа.
31.03.25 14:40
0 2

Вы уверены что хотите установить ПО от этих ребят на свой смартфон? Вот я как то совсем не уверен, с учётом того какие разрешения просит эта софтина.
31.03.25 14:43
0 3

Интересно, а в чём подвох?
Пока они ласково принуждают перейти на платную версию адски-медленной скоростью скачивания. (Тем не менее, можно запустить сразу несколько потоков для скачивания) А вообще я думаю, что это сделано чисто для сбора разведывательной информации.
31.03.25 14:45
0 0

Вы уверены что хотите установить ПО от этих ребят на свой смартфон?
ЗаходИте через браузер.
31.03.25 14:46
0 0

Память, камера, контакты - вроде ничего необычного. Учитывая, что у меня куча девайсов умного дома на Tuya, NAS от китайской Terramaster, смартфон Huawei и т.д. и т.п. - товарищ китайский майор и так знает обо мне всё, вплоть до моего веса и влажности в туалете.
31.03.25 14:50
0 1

товарищ китайский майор и так знает обо мне всё,
Вот ведь какие простофили эти китайские разведчики! Даром дают 1 Тб. 😄
31.03.25 14:58
1 1

Думаю, Хэгсет туда фотки своих любовниц уже залил.
31.03.25 15:05
1 4

Нет особого смысла пока что. Но когда добавят в rclone, тогда не будут иметь значения ни скорости, ни необходимость ставить левый софт:
github.com
31.03.25 15:21
0 0

Интересно, а в чём подвох?
Там мелким шрифтом: "подписывая данное соглашение вы вступаете в Коммунистическую партию Китая, и клянётесь в вечной преданности её великим лидерам"
31.03.25 15:22
0 7

>>Интересно, а в чём подвох?

В порядке бреда: обучение очередного ChatGPT?
31.03.25 17:06
0 2

Но когда добавят в rclone,
Эх, не согласятся китайцы.
31.03.25 17:23
0 0

В порядке бреда: обучение очередного ChatGPT?
Вполне себе не бред. Не исключено, что это как раз основной мотив.
31.03.25 17:59
0 0

Ещё один маленький момент - бэкапы нужно шифровать. Об этом часто забывают.
31.03.25 14:17
0 2

Ещё один маленький момент - бэкапы нужно шифровать. Об этом часто забывают.
Это точно.
Если зашифруете не вы, то зашифруют... Нет. Не солдаты НАТО, а вирусы-шифровальщики.
Именно поэтому я бекплю на диск, раздел которого зашифрован с помощью VeraCrypt.
31.03.25 14:23
0 0

Может я что-то не до конца понимаю, но что мешает шифровальщику шифрануть зашифрованное? Не в данном случае с VeraCrypt а вообще?
31.03.25 15:24
0 1

Я зашифровал весь раздел. Т.е. при обращении к диску система не открывает его.
31.03.25 15:29
0 0

Зачем, если это внешний диск в ящике стола?

Нет, если облако, то конечно надо, спору нет.
31.03.25 15:47
0 0

В рамках этого обсуждения хочу узнать, удавалось ли вам когда-либо успешно «взломать» собственный забытый пароль?

Недавно мне понадобился один конфиденциальный документ из рабочего архива (.zip) 20-летней давности, но я не помню пароль. Простой перебор всех моих стандартных вариантов не дал результата.

Я видел рекламу нескольких платных программ для восстановления паролей, но действительно ли они работают на практике?

Вопрос не только к вам, но и ко всем, кто прочитает мой комментарий.

Заранее благодарю!

работают, см. продукцию elcomsoft . но надо понимать, что они это что-то типа "товарища майора" или от него.

Зачем, если это внешний диск в ящике стола?
Тем более шифровать, если вы держите бэкапы в ящике стола. У меня бэкапы лежат в сейфе, и да, они шифрованые.
31.03.25 17:09
0 1

И не забываем, что фотки в облаке Гугла и оригиналы в Драйве это не бэкап. Бан в Гугле это бан во все сервисы. Пользуйтесь программами синхронизации с облаками (типа rclone и прочих)
31.03.25 14:14
0 9

Аминь!
Заодно можно и почистить диск от скопившегося мусора.
31.03.25 14:06
0 2

Заодно можно и почистить диск от скопившегося мусора.
Да прям! Десять лет кочевал с диска на диск, я про него забыл давно, и вдруг чистить? А вдруг понадобится?
Напомнило, был у нас в полку случай. Сел за комп шефа, уж не помню, зачем. Создаю в корне диска С: папку "tmp". Уже существует. Ладно, "temp". Существует. Шеф начинает ржать. Хрен с ним "aaaaa". Угадали, да? Теперь ржали уже оба.
31.03.25 14:37
0 3

Неправильный подход. После создания новой бэкап-папки нужно запихать в неё предыдущую.
Mit
31.03.25 14:42
0 5

Сейчас появилась китайская софтина с теми же возможностями, бесплатная:
Hasleo Backup Suite Free

Кто пользовался, как впечатления?
31.03.25 17:28
0 0

Кто пользовался, как впечатления?
Наверное неплохая.
Просто Aomei Backupper я пользуюсь мноого лет - и никогда она меня не подводила. Но она платная.
А ресурс, на который я дал ссылку - примерно каждый квартал дает на халяву годичную версию
31.03.25 19:16
0 1
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 146
exler.ru 284
авто 454
видео 4167
вино 360